Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество является началом новой системы образования, где определяется новая цель педагогической деятельности - воспитание гуманной, нравственной, демократичной личности, всесторонне развитой (физически, духовно, интеллектуально). Специалисты пытаются сделать образование более доступным и обширным, но одной из главных проблем остается недостаточное проявление идей гуманности в современной школе. С конца XIX века над этой проблемой работают многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. В настоящее время педагогическая наука располагает значительным количеством исследований, в которых реализуется концепция гуманной педагогики, раскрывается её содержание [20].
Среди них можно назвать труды как классиков педагогики, так и современных исследователей: Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Б. Д. Эльконина, М. Монтессори, С. Френе, Дж. Дью и других.
Современные воспитательные и образовательные концепции опираются на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Обучение и воспитание в сообществе имеет гуманистическую направленность.
Произошла демократизация процесса воспитания и обучения, в котором не последнюю роль играет такое явление, как гуманизм. Становление идей гуманизма происходило с античных времен и продолжает изменяться по сей день, рефлексируя на перемены в обществе [2].
Тенденция внедрения гуманистических ценностей наблюдается повсеместно, и многие педагоги относят себя к ярым приверженцам данного направления.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
В течение последних 10-15 лет можно наблюдать усиление тенденции применения гуманистического подхода в педагогике.
Актуальность обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования - изучение особенностей гуманистического подхода в воспитании ребенка.
Объект исследования: гуманистический подход.
Предмет исследования: гуманистический подход в воспитании ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность гуманистического подхода в психолого- педагогической литературе.
2. Проанализировать процесс воспитания в гуманистическом подходе.
3. Рассмотреть личность ребенка в гуманистической системе воспитания.
4. Раскрыть методы гуманистического воспитания.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, списка использованных источников
Глава 1. Теоретические основы гуманистического подхода в воспитании ребенка
1.1. Понятие и сущность гуманистического подхода в психолого- педагогической литературе
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека [9].
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования [8].
Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности.
Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения.
Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли [16].
Проблемой гуманистической направленности воспитания также занимались педагоги - новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.
1. В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.
2. Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, педагог должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ребенок - субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).
3. Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения.
Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям: избранные психологические труды в 70 томах. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 544 с.
2. Афанасьев, Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным // Вопросы философии. 2000. – № 7. – С. 37–42.
3. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова, Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
4. Борзенко, И.М., Кувакин, В.А., Кудишина, А.А. Основы современного гуманизма. Учебное пособие для студентов. М.: РГО, 2002. – 389 с.
5. Валеева, Р.А. Гуманизация как аксиологический приоритет педагогического образования // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: сб. трудов Межд. науч. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в КФУ. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012 – С. 77-82.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
7. Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М.: Новый учебник, 2003. - 256 с.
8. Званцова, М.Е. Гуманистическая тема воспитания детей в России: традиции и // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5 – стр. 71-73
9. Макарова, Ю. В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых / Ю. В. Макарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 880-883.
10. Макаренко, А. С. Собрание сочинений в 7 т. [Текст]. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко. – м. : апн РСФСР, 1959. – 558 с.
11. Маслоу, А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл. – 1997. № 6. – С. 27-41.
12. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и физиологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры, М.: АЗЪ, 1999. - 928 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 312 с.
14. Попов, Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. - 156 с.
15. Селиванова, Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
16. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. –М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
18. Тихомирова, О. Б., Фомина Н. И. Концепция гуманной педагогики в современном обучении // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ, июль 2016. - № 7(49). - С. 61–64.
19. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: К.Д. Ушинский. – М.: Из-во Академии педагогических наук, 1948. – 367 с.
20. Шиянов, E.H., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 310 с.